?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Эми Кояма. Манифест трансфеминизма // пер. на русский, часть 1
яна ситникова
yanasitnikova wrote in transfeministki
Манифест трансфеминизма, Эми Кояма (последняя редакция 26 июля 2001 года)

Перевод с английского Марии Вильковиской; редакция Руфи Дженрбековой при участии Мохиры Суяркуловой. По заказу Креольского центра и Weird Sisters. Перевод опубликован в феминистском зине «Weird Sisters», выпуск №5.

Часть 1: http://transfeministki.livejournal.com/31420.html
Часть 2: http://transfeministki.livejournal.com/31728.html
Часть 3: http://transfeministki.livejournal.com/31833.html
Часть 4: http://transfeministki.livejournal.com/32226.html
Часть 5: http://transfeministki.livejournal.com/32505.html
Часть 6: http://transfeministki.livejournal.com/32547.html

Вторая половина ХХ века была отмечена беспрецедентным расширением американского феминистского движения благодаря участию разнообразных групп женщин. Когда маргинализованная группа женщин нарушала молчание, требуя своего места в феминистском движении, эту группу сначала обвиняли в том, что она фрагментирует движение и разменивает его на пустяки, но впоследствии принимали и приветствовали ее вклад в феминистскую мысль. Мы всё больше осознаем, что разнообразие является нашей силой, а не слабостью. Никакая временная фрагментация или поляризация не в состоянии свести на нет итоговые достоинства инклюзивной коалиционной политики.

Каждый раз, когда группа женщин, ранее молчавшая, начинает говорить, другие феминистки переосмысливают свои идеи о том, кого они представляют, и что они отстаивают. Хотя этот процесс
иногда приводит к болезненному осознанию наших собственных феминистских предубеждений и внутренних притеснений, он, в конечном итоге, приносит пользу движению благодаря расширению наших перспектив и аудиторий. Понимая это, мы заявляем, что настало время для транс женщин открыто принять участие в феминистской революции, расширяя горизонт движения еще более. «Транс» часто используется в качестве инклюзивного термина, охватывающего широкий спектр нарушений гендерной нормы, включающих некоторый разрыв между полом человека, назначенным при рождении, и ее или его гендерной идентичностью и/или самовыражением. В этом манифесте, однако, термин «транс женщины» используется для обозначения тех, кто идентифицируют, представляют себя и живут в той или иной степени как женщины, несмотря на приписанный им при рождении противоположный пол. Термин «транс мужчины» также используется для описания тех, кто идентифицируют, представляют себя и живут как мужчины, несмотря на то, что были определены иначе при рождении. Хотя это рабочее определение не подходит для многих транс людей, не принимающих дихотомию мужского/женского или же для тех, кто избрал другой вариант трансгендерности, мы все же надеемся, что они увидят достаточно сходств в вопросах, с которыми сталкиваемся все мы, и найдут наш анализ полезным в их собственной борьбе.


Трансфеминизм – это в первую очередь движение транс женщин, для которых собственное освобождение неразрывно связано с освобождением всех женщин и не только их. Трансфеминизм также открыт для других: квирных, интерсекс, транс мужчин, не транс женщин, не транс мужчин, а также тех, кто симпатизируют интересам транс женщин и считают свой союз с нами необходимым для своего освобождения. Исторически сложилось так, что транс мужчины сделали больший вклад в феминизм, чем транс женщины. Мы считаем необходимым, чтобы как можно больше транс женщин приняли участие в феминистском движении.

Трансфеминизм не стремится узурпировать существующие феминистские институции. Вместо этого он расширяет и продвигает феминизм в целом, через наше собственное освобождение и коалиционную работу со всеми остальными. Мы в равной степени отстаиваем интересы как транс, так и не транс женщин, и надеемся, что не транс женщины, в свою очередь, также будут на нашей стороне. Трансфеминизм реализует феминистские коалиционные политики, в которых женщины из разных социальных контекстов стоят друг за друга, ведь если мы не будем стоять друг за друга, никто не будет.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Основные принципы трансфеминизма просты. Во-первых, мы верим в то, что каждая индивидуальность обладает правом определять свои идентичности и ожидать от общества уважительного отношения к своему решению. Это также подразумевает право на свободное гендерное самовыражение без страха подвергнуться дискриминации или насилию. Во-вторых, мы настаиваем на праве самостоятельно принимать решения относительно наших тел, и никакая политическая, медицинская или религиозная власть не может насильственно нарушать пространство нашей телесности против нашей воли или препятствовать нашим решениям.

Тем не менее, никто не свободна от существующей социальной и культурной динамики институционализации гендерной системы. Когда мы принимаем какие-либо решения относительно нашей
гендерной идентичности или самовыражения, мы не можем игнорировать тот факт, что мы делаем это в контексте патриархальной бинарной гендерной системы. Транс женщин, в частности, поощряют, а зачастую и принуждают воплощать традиционный стереотип женственности для того, чтобы быть принятыми и узаконенными медицинским сообществом, которое назначило себя в качестве арбитра, решающего, кто действительно является «женщиной», а кто нет. Транс женщинам часто приходится «доказывать» свою женственность через интернализацию гендерных стереотипов, чтобы получить доступ к гормональным и хирургическим процедурам и быть признанными в качестве женщин. Этой практике угнетения, отрицающей уникальность каждой женщины, подвергаются как транс, так и не транс женщины.

Трансфеминизм считает, что никто не должна быть принуждена принимать личные решения, касающиеся ее или его гендерной идентичности или самовыражения, чтобы быть утвержденной в качестве «реальной» женщины или «реального» мужчины. Мы также считаем, что никто не должна быть принуждена к каким-то личным решениям, чтобы быть квалифицированной в качестве «реальной» феминистки.

Опыт транс женщин научил нас, что наша безопасность часто зависит от того, насколько хорошо мы можем «сойти» за «нормальных» женщин, а в качестве трансфеминисток нам постоянно приходится выбирать между потребностью в безопасности и комфорте и нашими феминистскими принципами. Трансфеминизм призывает женщин, в том числе транс женщин, исследовать собственные интернализованные гетеросексистские и патриархальные установки, а также возможные следствия наших действий в глобальном масштабе; в то же время мы хотим прояснить то обстоятельство, что в обязанности феминистки не входит избавление от всех сходств с патриархальным определением женственности. Женщин не следует обвинять в укреплении гендерных стереотипов, когда они принимают личные решения, даже если эти решения совпадают с определенными гендерными ролями. Подобный тест на чистоту лишает женщин силы, так как отрицает нашу агентность, и это способно лишь оттолкнуть большинство женщин – будь то транс или нет – от участия в феминистском движении.

Трансфеминизм придерживается мнения, что способов быть женщиной так же много, как и самих женщин, и что у нас должна быть свобода принимать решения без чувства вины. По этой причине трансфеминизм противостоит социальным и политическим институтам, отрицающим или ограничивающим наш индивидуальный выбор, и в то же время отказывается винить отдельных женщин за их личные решения. Было бы излишне – и в действительности репрессивно – требовать от женщин оставить свободу личного выбора, чтобы стать настоящими феминистками, ибо такой взгляд всего лишь заменяет жесткую патриархальную конструкцию идеальной женственности слегка модифицированной, но такой же жесткой феминистской ее версией.

Трансфеминизм верит в культивирование среды, в которой уважается индивидуальный женский выбор, бросая вызов институтам, которые этот выбор ограничивают.